Растущие долги регионов угрожают стабильности России – Stratfor (1)

debt-1

Примечание редактора: Данный материал представляет собой первую из трех статей, посвященных растущим долгам российских региональных властей.

В 2009 году Кремль сделал так, что главный удар экономического спада принимают на себя российские регионы – это позволило сохранить видимость здорового федерального бюджета с номинально небольшим дефицитом и большими валютными резервами. Но теперь долг большинства регионов настолько большой, что ситуация становится опасной для федерального правительства и больших банков и вскоре может стать неуправляемой.

Анализ

Россия настолько велика, что Кремлю не хватает ресурсов для прямого управления каждым регионом страны. В настояее время Россия разделена на 83 региона всех форм и размеров, которые попадают в категории областей, республик, краев, городов федерального значения и автономных округов. Исторически сложилось так, что Кремль дал региональным лидерам (мэры, губернаторы, главы или президенты республик) право управлять своими регионами, обеспечивая лояльность Кремлю и стабильность страны.

Тем не менее, Кремль постоянно озабочен своим контролем над регионами. Способность федерального правительства обеспечивать лояльность каждого региона часто проверялась на протяжении всей истории. Например, десятки регионов попытались отделиться после падения Советского Союза – иногда это приводило к войнам, как произошло с Чечней.

Контроль центрального правительства над регионами был утрачен во время разрушительного финансового кризиса в 1998 году. Многие из региональных руководителей игнорировали федеральное правительство ради выживания своих регионов. Это было второе по серьезности последствий разрушение страны после распада Советского Союза, и оно было напрямую связано с хаосом, который воцарился после падения СССР. Вот почему нарастающие сейчас проблемы с экономикой в регионах становятся большим беспокойством для Кремля.

 

Растущие долги регионов

Большинство региональных правительств России всегда имели некоторый уровень долга, но экспорт ресурсов позволил сохранять ситуацию после кризиса 1998 года управляемой. Однако, начиная с финансового кризиса 2008-2009 годов, долги большинства регионов выросла более чем на 100 процентов — с 35 миллиардов $ в 2010 году до примерно 78 миллиардов $ в 2014 году и, по оценкам Standard & Poor’s, в 2015 году вырастет до 103 миллиардов $. Общий государственный долг России – долги федеральной власти и регионов вместе — составляет около 300 миллиардов $, или 14% ВВП страны. Это немного для такой большой страны, как Россия, но проблема состоит в том, что большая часть долга сосредоточена в регионах, которые не имеют таких инструментов по сокращению задолженности, какие есть у федерального правительства.

По расчетам Standard & Poor ‘s, из 83 субъектов РФ только 20 смогут сохранить профицит бюджета или умеренный уровень долга к 2015 году. Остальным 63 регионам могут потребоваться федеральные дотации или дефолт по их задолженности.

В настоящее время российские регионы поддерживают свой долг через банковские кредиты, региональные ценные бумаги и бюджетные кредиты ( федеральные кредиты, например). Каждый регион должен получить одобрение центра на выпуск ценных бумаг, поскольку такого рода ценные бумаги увеличивают рыночную конкуренцию для федеральных и коммерческих ценных бумаг. Большинство банковских кредитов для регионов имеют высокие процентные ставки и являются краткосрочными (в основном от двух до пяти лет ). Федеральные кредиты имеют более низкие ставки и более длительные сроки погашения (в основном от пяти до 20 лет), поэтому, естественно, федеральные кредиты и займы являются более привлекательными для местных властей, хотя невыгодны для федерального правительства. Выдача федеральных кредитов или займов регионам была ограничена в 2013 году; сначала Москва заявила, что в 2013 году выдаст регионам новые кредиты на 4,8 млрд. $, но вследствие собственных бюджетных ограничений выдала лишь $ 2,4 млрд. $.

 

Стагнация экономики

Следующим фактором, способствующим росту региональных долгов, является общая экономическая стагнация, которая преследует Россию после финансового кризиса 2009 года и последующих мер по выведению России из кризиса. Несмотря на то, что цены на энергоносители в течение всего года оставались высокими, рост ВВП России резко замедлился в 2013 году до 1,5%, хотя Кремль в начале года обещал рост 3-4% (Примечание blogopol.ru: автор статьи опирается на официальные цифры; как полагают некоторые эксперты, рост ВВП к настоящему времени отрицательный). Это мало по сравнению с 7-8% роста в год, которые имели место в России в середине 2000-х. Большинство аналитиков считают, что единственная причина, почему рост ВВП в России оставался положительным, были большие доходы от экспорта энергоносителей, которые составляют половину бюджета федерального правительства и 20-25% ВВП страны.

ВВП России

Есть несколько причин стагнации российской экономики. Во-первых, инвестиции в экономику России в 2013 году оказались ниже, чем ожидалось. Инвестиции в основной капитал (Примечание blogopol.ru: это вложения в здания, сооружения, промышленное оборудование и другие средства производства длительного срока использования, а также вложения в общественные блага — строительство дорог, школ, больниц и т.п.) в первые 10 месяцев 2013 года снизились на 1,8% в годовом исчислении по сравнению с 9,1% роста в годовом исчислении за тот же период 2012 года.

Отток частного капитала в 2013 году был высоким – 48 млрд. $ за первые девять месяцев 2013 года по сравнению с 46 млрд. $ за тот же период 2012 года. Более того, инвестиционные настроения в России на данный момент оставляют желать лучшего, поскольку Центральный Банк России закрывает около 800 мелких банков. Многие из этих банков были региональными, и их закрытие сделает инвестиции в регионы менее привлекательными.

Недостаточное инвестирование в сочетании с сокращением кредитов на бизнес и снижением спроса во многих отраслях, таких как металлургия, привело к снижению промышленного производства. За первые 10 месяцев 2013 года объем промышленного производства остался прежним – на уровне 2,8% роста, как в том же периоде 2012 года. Промышленное производство в России специфично для каждого региона, и промышленность обеспечивает в некоторых регионах почти всю экономику. 31 российский регион, в том числе Коми и Баренц-регион (Примечание blogopol.ru: регион Баренцева моря, куда наряду с отдельными областями Норвегии, Швеции и Финлядндии входят Мурманская область, Архангельская область и Ненецкий автономный округ, Республика Коми и Республика Карелия), имели в 2013 году отрицательный рост промышленного производства. Ситуация может еще больше ухудшиться в 2014 году, так как многие из металлургических гигантов планируют продолжить закрытие заводов из-за отсутствия спроса и низких цен. Например, крупнейший в мире производитель алюминия, «Русал», закрывает пять алюминиевых заводов в Волгограде, Карелии, Ленинградской области и на Урале и увольняет десятки тысяч рабочих.

 

Обязательства перед центром

Другим фактором, способствующим росту долгов регионов, становятся все более обременительные обязательства перед федеральным правительством. Из регионального дохода только 37% остается в регионе, а все остальное уходит в федеральный бюджет. Федеральное правительство возвращает региону часть средств в виде субсидий и межбюджетных трансфертов, но это не более 20%. Сумма дохода, изымаемого Кремлем у регионов, увеличилась в течение последних трех лет (путем увеличения налогов и снижения субсидий) на 12% процентов, оставляя регионам все меньше и меньше.

Региональные власти громко протестовали против президентских указов, которые Владимир Путин принял, переизбравшись на третий срок в 2011 году. Путин поручил региональным правительствам выполнить ряд задач, таких, как замена всего ветхого жилья в 2014 году, повышение региональных и муниципальных зарплат на 7-10% в 2014 году и еще на 10% в 2015 году. В регионах эти задачи считают невыполнимыми, поскольку федеральное правительство не помогает регионам оплатить эти проекты. Кремль уже был вынужден отложить указ о замене жилья до 2016 года из-за отсутствия финансирования в регионах, но указ о повышении зарплат остается в силе и обойдется регионам примерно в 56,6 млрд $ в течение следующих двух лет.

Перевод blogopol.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>